Как надо и не надо жить - в рассказах и заметках

Статьи / Мужчины и Женщины / О том, как мы выбираем себе партнеров 2013-11-27 17:25:24

Некоторые люди, особенно люди-девушки, любят не понимать лютые механизмы межполовых отношений. Ведь куда приятнее описывать отношения ничего не значащими словами, сплетая из этих слов красивые и длинные цепочки: во-первых, красиво получается так, что аж рубаха завивается. А во-вторых, чем длиннее цепочка, тем менее понятно. И тем менее виден под всеми эти обертками клацающий зубами биологический механизм отбора. Который - отбирает, отбрасывает. А это, для многих - страшно.

К слову уж сказать, в романтике и красоте, конечно, нет ничего плохого; отнюдь - только хорошее. Но - в том случае, когда они именно сознательно используются для того, чтобы сделать красиво. И совсем другое дело, - и другие конечные результаты, - когда они используются для того, чтобы замаскировать страх и бестолковость. Почему? А вот как раз потому что под этим всем клацает зубами биологический механизм как раз вот того самого отбора. И нижеследующий текст хорошо это проиллюстрирует. Под катом очень много букв, практически полностью одна из глав научно-популярного бестселлера эволюционного биолога Робина Бейкера, вполне солидного ученого, получившего степень еще в 1969 году, преподавателя университетов, автора ряда весьма авторитетных специализированных теорий - почтеннейший профессор поразвлекся на старости лет популяризацией научного знания. Книга называется "Sperm wars" ("Войны спермы"), впервые опубликована в 1996 году, а к 2006 году уже было 10 переизданий в США. Наслаждайтесь.

При выборе мужчины или мужчин, с которыми предстоит прожить жизнь, женщина должна рассмотреть два основных вопроса. С одной стороны, ей нужен мужчина, который поможет растить детей. С другой стороны, ей нужны гены, которые в комбинации с ее собственными генами произведут привлекательных, фертильных и успешных детей. Чем лучше будет окружающая среда и чем мощнее будет поддержка, тем больше каждый ребенок извлечет пользы из своего генетического потенциала.

Проблема женщины в том, что выбор мужчин, которые могут снабдить ее генами, гораздо шире, чем выбор долгосрочных партнеров. Она, вероятно, может убедить многих мужчин, чтобы те поделились с ней своим генетическим материалом, это займет только несколько минут секса, в конце концов. Но ее опции в выборе долгосрочного партнера более ограничены. Большинство мужчин в большинстве обществ не имеют времени, энергии и ресурсов, чтобы оказывать поддержку более чем одной женщине и ее детям одновременно. Ее выбор долгосрочного партнера, таким образом, ограничен теми мужчинами, у которых нет обязательств, которые готовы покинуть своих настоящих партнерш или у кого есть время, энергия или средства и которые, следовательно, могли бы содержать более чем одну семью.

Проблема такой же великой сложности - как распознать, кто из нескольких доступных мужчин станет наилучшим долгосрочным партнером.

Самый надежный способ - посмотреть на его достижения в прошлом, но, естественно, наилучшие кандидаты в долгосрочные партнеры окажутся занятыми другими женщинами. Таким образом, по большому счету выбор женшины ограничен юными и неженатыми мужчинами, которые пока что никак не зарекомандовали себя в качестве партнеров на долгосрочной основе. Все, что может сделать женшина, так это посмотреть на потенциальные способности и понадеяться, что ее оценка мужчины будет правильной.

Исследования многих культур по всему миру показывают, что, выбирая долгосрочного партнера, женщины предпочитают богатых, успешных, стабильных и здоровых мужчин. В прошлом во всех культурах дети тех женщин, которые состояли в партнерстве с подобными мужчинами, находились на вершине шкалы по этим качествам и потому имели несоизмеримо большие шансы на выживание, здоровье и последующую плодовитость. То же самое будет справедливым в нынешнем индустриальном обществе.

Предпочтения нам ясны, но для большинства женщин необходимо умение идти на компромисс. Один мужчина может быть богат, но невнимателен, другой может иметь статус в обществе, но не иметь стабильности, а третий может оказаться бедным, но стабильным и заботливым. Таким образом, женщина должна найти наилучший вариант. Конечно, ей не требуется оставаться со своим первым партнером. Опять же, исследования показывают, что, когда женщина оставляет одного партнера ради другого, она неизменно движется вверх по этой шкале, выбирая наилучший компромисс.

Выбирая мужчину, который помог бы ей растить детей, женщина только во вторую очередь обращает внимание на его внешность, в то время как при выборе партнера для секса внешность оказывается куда как более важна. Наиболее привлекательными ей покажутся ясные глаза, здоровая кожа и волосы, крепкие ягодицы, талия, которая в обхвате будет примерно такой же, как и его бедра, накачанные ноги, широкие плечи, остроумие и образованность. Также ее привлечет симметричность черт его лица. Эти различные качества - вполне понятные и надежные показатели генетического здоровья, фертильности и конкурентоспособности. Они говорят о генетической конституции, которая так же была бы желанна и для ее детей.

Поскольку при поиске краткосрочных и долгосрочных партнеров женщины смотрят на разные признаки, но имеют более широкий выбор краткосрочных партнеров, им снова приходится идти на компромисс. У них остаются две основные опции. Они могут выбрать себе наилучшего долгосрочного партнера, а затем изменить ему, чтобы заполучить наилучшие гены. И это может сработать, но только в том случае, если женщине удастся избежать всех издержек, связанных с неверностью. Или же они могут выбрать мужчину, который окажется не лучшим поставщиком генов и не лучшим партнером, но, по крайней мере, окажется наилучшим компромиссом между этими двумя.

Как мы уже обнаружили, в очень многих аспектах репродуктивного успеха поведение женщины и ее опыт аналогичны повадкам многих животных. Например, не только женщинам приходится попеременно использовать мужскую поддержку и мужские гены. Одно из наиболее объемных исследований посвящено птице лазоревке. Самки этого вида демонстрируют поведение, которое мы описывали относительно женщин. Те счастливицы, которые составили пару мужчинам с наилучшими генами, которым принадлежат наилучшие территории, будут абсолютно верны им. Соседские самки, которые стали парой генетически менее качественных самцов, будут использовать любую возможность, чтобы изменить им с теми самцами, которые генетически лучше. Они пробираются на территории лучших самцов, совершают соитие, затем, незамеченные, возвращаются обратно к своим партнерам, которых только что обманули. В среднем примерно треть молодых птиц в гнезде будет зачата не от партнера их матери. Фактический уровень будет колебаться от 0 % в гнездах наиболее привилегированных самцов до примерно 80 % в гнездах наименее привилегированных.

Удивительно схожая ситуация была обнаружена и у людей. В среднем порядка 10 % детей было рождено не от их предположительных отцов. Однако у мужчин, не имеющих ни богатства, ни статуса, и которые преуспевают наименее всего, более высокие шансы быть обманутыми в этом смысле. Статистические данные варьируются от 1 % в фешенебельных районах Швейцарии и США; 5-6 % приходится на средний класс в Британии и США и от 10 до 30 % - на мужчин с низким социальным статусом в Британии, Франции и США. Более того, те мужчины, которые имеют больше шансов обмануть мужчин низшего класса, - это мужчины с наиболее высоким статусом. Антропологические исследования точно показывают ту же самую ситуацию. Мужчины, которые богаче и имеют более высокий статус, раньше всех находят себе партнерш, раньше начинают процесс воспроизводства, и существует меньше вероятности, что их партнерши будут беременны от других мужчин, но, что более вероятно, более богатые мужчины чаше склонны к тому, чтобы чужие партнерши забеременели от них. Так что во всех смыслах мужчины, имеющие богатство и статус, имеют возможность быть успешнее в репродуктивном плане, чем их более низкие по статусу современники.

Возвращаясь к птицам - маловероятно (если только самец не будет бесплодным), что все юные отпрыски "его" гнезда будут детьми других самцов. Такое впечатление, что самка всегда предоставляет своему партнеру какие-то шансы на отцовство, чтобы он не лишил семью отцовской поддержки. То же самое может оказаться справедливым и для людей. В том, какие именно дети скорее будут являться биологическими детьми партнера, женщины тоже демонстрируют четкую модель поведения. Ребенок, который с наибольшей вероятностью будет от партнера, - это второй ребенок в семье, ребенок, который с наименьшей вероятностью будет его, - первый, а в некоторых случаях - последний. Хотя в случае с первым и последним причины будут слегка разниться.

Часто женщина уже оказывается беременной к тому времени, когда находит долгосрочного партнера. Иногда он знает это и все равно берет под свою опеку женщину и ее ребенка по причинам, которые мы уже обсудили, но порой он просто не знает. Женшина в наименьшей степени склонна к измене в те недели или месяцы, которые предшествуют зачатию ее второго ребенка. Однако существует большая вероятность, что последующие дети будут результатом адюльтера.

Определение для себя наилучших партнеров и наилучших генных провайдеров, а затем согласие на лучший в этом плане компромисс - это только один аспект решения женщиной проблемы выбора партнера. После того, как она его выберет, она должна сделать так, чтобы он согласился играть отведенную ему роль. Она может это сделать только в том случае, если мужчина находит ее достаточно привлекательной. Если она не может привлечь к себе того, кого выбрала в первую очередь, то ей снова приходится идти на компромисс. Мужчина, которого она выберет в итоге, будет компромиссом между тем, кого она хочет, и теми, кого она может привлечь.

Какие критерии используют мужчины при выборе партнерш и любовниц, и как эти критерии отличаются от тех критериев, которые применяют женщины при выборе мужчин?

В основном мужчины выбирают женщин по принципу здоровья, фертильности и верности, хотя, конечно, не сознательно. Видя женщину, мужчина не станет тут же определять, каковы ее потенциальные шансы выносить и родить ребенка. Тем не менее есть черты, которые запрограммированные мужские тела будут находить привлекательными, и это именно те черты, которые отражают этот потенциал. В отличие от женщин, мужчина использует одни и те же критерии при выборе и партнерши, и любовницы - в первую очередь он обратит внимание на внешний вид женщины и ее поведение. Важным моментом является для мужчины форма женского тела, особенно соотношение объема талии и бедер. Безотносительно того, худая женщина или нет, мужчины предпочитают таких, у которых талия будет равна 70 % объема бедер. Это предпочтение наблюдалось в ходе всей истории человечества (если судить по статуям, рисункам и женским журналам) и переходило от культуры к культуре (если судить по наскальным рисункам и статуэткам). В некоторых культурах мужчины предпочитают худых женщин, в некоторых полных. Но одно неизменно - они предпочитают женщин, чьи талии значительно уже ягодиц. Объясняется это тем, что подобная форма отражает гормональный баланс, высокую сопротивляемость заболеваниям и фертильность.

В дополнение к формам мужчины всегда будут так же бурно реагировать на ясные глаза, здоровые волосы и кожу, а также форму лица, особенно на его симметричность. Опять же, все эти черты - это показатели здоровья и, следовательно, фертильности. Мужчины большей части культур также реагируют на форму и размер груди, хотя фактические предпочтения варьируются, и нет зависимости между внешней формой женской груди и ее способностью вырабатывать молоко и поддерживать ребенка. В конце концов, мужчины будут положительно реагировать на некоторые черты характера, например, на мягкость и зависимость, что может быть показателем потенциальной верности. Такие черты характера, впрочем, относительно легко сымитировать - по крайней мере, на короткое время.

Существует еще одна разница между предпочтениями в выборе спутника жизни у мужчин и женщин. В качестве долгосрочных партнеров женщины более склонны выбирать мужчин старше себя.

У таких мужчин было больше времени, чтобы состояться в этой жизни, и больше шансов на то, чтобы накопить ресурсы, которые потребуются женшине для взращивания будущих детей. Но если мужчина, которому за пятьдесят, не очень богат, он становится все менее привлекательным для молодых, все еще фертильных женщин по причине возрастающего риска, что он умрет до того, как ее дети, рожденные ог него, смогут обеспечивать себя самостоятельно.

С другой стороны, мужчины предпочитают тех женщин, которые достаточно зрелы для того, чтобы бытть фертильными, но все же таких, у которых большая часть репродуктивной жизни еще впереди. Таким образом, они смогут получить больше детей. Будь мужчина в возрасте двадцати лет или семидесяти, он предпочтет в качестве новой партнерши женшину двадцати лет или даже моложе. Отсюда и частые случаи, когда самые успешные мужчины покидают своих партнерш среднего возраста и семью, чтобы создать новую с женщиной, которая будет гораздо моложе.

Более пожилые, но по-прежнему фертильные женщины тоже могут получить немало выгод от связи с молодым мужчиной. Такое происходит потому, что женщине легче судить о физических качествах мужчины, когда он находится на пике своей физической активности. Но чаще случается так, что такой мужчина не может содержать женщину, которая старше его, не говоря уже о том, чтобы содержать ее детей и прочих детей, которые могут родиться в результате их связи. Следовательно, пожилые женщины наиболее склонны выбирать молодых мужчин для неверности, состоя в надежных долгосрочных отношениях с кем-то еще, и менее склонны выбирать их в качестве долгосрочных партнеров.

В конце концов, как только женщина проходит свой репродуктивный рубеж или как только мужчина становится более неспособным привлекать к себе молодых, фертильных женщин, их критерии выбора будущих спутников жизни меняются. Выбор долгосрочного партнера может по-прежнему влиять на их репродуктивный успех, но теперь, конечно, не через детей, которых они могли бы вместе произвести. Вместо этого влияние происходит посредством воздействия на выживание и воспроизводство детей, которых каждый из них может иметь от предыдуших отношений. Богатство, статус и биологический потенциал для того, чтобы стать хорошими приемными родителями или приемными дедушками и бабушками, теперь становятся пунктом первичной важности для обоих полов в выборе партнера. Но все же большинству людей по-прежнему приходится идти на компромисс.

Мы видим вполне ясно, что нигде больше конфликт между мужчинами и женщинами не достигает такого же пика, как в вопросах выбора и привлечения нового партнера в любом возрасте. Каждый ищет наилучшую для себя пару среди предпочтительной категории, но сам может оказаться несоответствующим ожиданиям выбранного человека. Конкуренция здесь лютая. Все является компромиссом, и время ограничено. Если человек слишком быстро и охотно соглашается на сомнительный компромисс, то он рискует, таким образом, упустить шанс на то лучшее, что может подвернуться позднее. Однако, если потратить слишком много времени на поиски наилучшего, то можно снова оказаться в проигрыше. Человек может остановиться, довольствуясь даже худшим компромиссом, или вообще не сможет привлечь к себе никого. Лучшие призы достанутся тем, кто правильно решит, когда им продолжать поиски и когда оставить все как есть.

Для большинства людей процесс выбора спутника жизни - это минное поле распрей и ловушек, особенно в период поздней юности, когда юноши и девушки ищут себе первого долгосрочного партнера. [Упомянутая выше] женщина подсознательно прошла по этому минному полю с предельной внимательностью. Она поступила так, поскольку ей помогли в том отличные гены, которые она унаследовала от своих родителей. В результате у нее родилось трое детей, и, вероятно, родится еще больше, и все они от мужчины или мужчин, которые с репродуктивной точки зрения были выдающимися в рамках своей группы. Дочь уже начала рожать ей внуков, у сыновей большой потенциал не только создать свои собственные семьи, но и стать привлекательными для других женщин, которые будут изменять с ними своим партнерам. У нее есть все шансы, что наследники будут плодиться и процветать. В последующих поколениях ее гены будут присутствовать в больших количествах, чем гены ее менее удачливых современников. Ее жизнь была успешной и биологически, и гедонистически.
© Все права на статьи принадлежат их уважаемым авторам LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов